Гора Каменная

Чем заинтересовала меня гора Каменная? Начну с общей информации. Она находится в 5 км. на юго-восток от Ревды, является ландшафтным памятником природы Свердловской области. Что интересно - скалы на горе Каменная на несколько метров выше горы Волчиха. Казалось бы, это странно, ведь Волчиху видно издалека и отовсюду, а про гору Каменную такого не скажешь, но все оттого, что она целиком покрыта лесом, лишь на самой вершине находится скальный гребень. Отвесной частью он расположен на восток, высоту самих останцов я не проверял, но они чуть выше деревьев, длина гребня около 400 м. Остальные части скал пологие и поросли лесом. Перед отвесной стеной расположена обширная поляна, с которой можно полюбоваться скалами.

На вершинах скал вид очень хорош, хоть и открывается только с одной стороны, на восток. Видны леса и окрестные горки, карьер Ревдинского камнедробильного завода, живописная картина Волчихинского водохранилища с островами, и даже город Екатеринбург (около 40 км. до центра), как белый мираж на горизонте. Хотя, чтобы хорошенько рассмотреть его высотные здания, нужно иметь с собой какую-нибудь оптику.

Еще уникальность горы Каменная в том, что считается, что находится она на границе Европы и Азии, и на вершине даже есть самодельный обелиск, самый необычный из всех - в виде столба с филином, который крыльями указывает на эти две части света. Обелиск изготовлен школьниками города Ревды. Несмотря на то, что скала довольно впечатляющая и легкодоступная, вокруг нее достаточно чисто, что меня порадовало. Кстати, недалеко есть еще и гора Каменная вторая, но она не представляет особого интереса.

Ну а про речку Ельчевка (здесь и далее читать Ельчёвка) сказать особо нечего, кроме того, что это маленькая лесная речка, шириной 1-2 метра, длиной около 10. Начинается недалеко от Дегтярска и впадает в Ельчевский пруд, и далее в Волчихинское водохранилище. Кому интересно, могут почитать про нашу поездку на Ельчевский пруд и водопад Джакузи.

Гора Каменная и речка Ельчевка. Часть 1

За зиму составлено мной было множество маршрутов - разных по длительности и дальности, среди них были и короткие, легкодоступные. Весенняя уральская погода заставила воспользоваться как раз таким, всего на два дня, потому что почти непрерывно шли дожди, и надо было успеть в просвет между ними.

Между Ревдой и Дегтярском в лесах скрывается живописная Каменная гора - скальный выход, похожий на рукотворную стену, высокую и внушительную, с обширной поляной перед ней. Оттуда должен был открываться неплохой вид в сторону Екатеринбурга. Да еще и по дороге немало интересных объектов, можно что-то новенькое узнать-увидеть. Кстати, по карте есть в тех местах еще одна, "Каменная гора вторая", она в километре от Первой Каменной.

Договорился с товарищем, который тоже за зиму засиделся в городе, и вот, 17 мая мы с ним на велосипедах отправились на вокзал. Почему решили ехать на велосипедах - ответ прост, и расстояние преодолеть быстрее, чем пешком, и рюкзак не тащить, вещи все в велорюкзаке на багажнике. Накануне еще раз посмотрели прогноз погоды - четко обещали два дня без дождей, да и достаточно тепло, только ночью плюс четыре. С вечера приготовил еду, сложил вещи.

Утром встал около семи, собрал вещи в рюкзак, размялся, позавтракал, и минут за 50 до электрички вышел из дома, чтоб не спеша доехать до вокзала, там купить билеты и заранее занять места в вагоне. Надо заметить, что руководство вокзала как-то не вовремя затеяло большой ремонт в тоннелях, на площади перед зданием и еще много где. Тут перекрыто, там перекопано. Как раз начался сезон поездок - дачники, отпускники, дети на каникулы едут... Странное решение.

Ну, приключения начались еще до выхода на улицу. В подъезде у нас два лифта, пассажирский и грузовой. Если велосипед мой без рюкзака, я могу спокойно войти с ним и в пассажирский, подняв его на дыбы, но с груженым велосипедом этот номер не пройдет - только в грузовой. Стою я у лифтов, жду. А система у нас такая, что на вызов приезжает тот лифт, который ближе. Приехал ко мне пассажирский. Стал ждать дальше, пока кто-нибудь его вызовет, чтобы мне достался грузовой.

Прошло минут десять, кто-то вызвал, но к нему как раз подъехал грузовой. Прошло 15 минут - ничего. Я уже стал волноваться, ведь так можно и час прождать, основная часть людей уже ушла на работу! Спустился я на маленьком лифте на первый этаж, без велосипеда, чтобы попросить кого-нибудь поехать на пассажирском лифте, а я смог вызвать грузовой. Ни одного человека вокруг - ни в подъезде, ни на улице.

Время шло. Вероятность опоздать повышалась. Наконец, в подъезд вошла девушка, ей надо было на пятый этаж, и я попросил ее прокатиться выше, чтобы успеть вызвать грузовой. Она согласилась, я захватил нужный лифт, и выбрался-таки из дома. Было уже без восьми девять, до отправления оставалось около 35 минут. Мне показалось, что это мало, я позвонил Денису, чтобы, если он приедет на вокзал раньше, брал бы билет сразу и на меня, и на наши велосипеды.

Денек обещал хорошую погоду, я быстро ехал по улицам под голубым небом. Дул прохладный ветер, но не холодный. Я торопился, и по пути случилась еще одна неприятность. У меня на раме есть держатель для бутылочки с питьевой водой, а одет я был в комбинезон с широкими штанинами. Я опасался, что они могут попасть в звездочку, и их зажует. Останавливаться, чтоб заправить их в носки, я не стал - время экономил, и просто рукой периодически отгибал штанины в сторону. А в какой-то момент левая штанина зацепилась за этот пластиковый держатель, и отломила от него кусок. Тут уж пришлось мне остановиться, чтобы подобрать обломок в надежде заклеить потом. Надел его на ручку велосипеда, и поехал дальше.

Прибыл в результате минут за десять до паровоза - мог бы и не спешить так сильно. Пошел через тоннель на платформу, в очередной раз печалясь, что там нет пандусов для велосипедов и колясок, толкать груженый велосипед по ступенькам на приличную высоту было нелегко. А пожилым людям с тележками каково? Смотрю, у вагона стоит Денис. Стали грузиться внутрь - я прислонил свой транспорт к столбу, помог загрузить велосипед Дениса, потом вдвоем подняли в вагон и мой. Надо было проходить в вагон, людей там было мало, но вот места для велосипедов не наблюдалось, так тесно стояли сиденья, и проход совсем узкий.

Появилась проводница, и посоветовала пройти в соседний вагон, у него конструкция более подходящая, чтобы перевозить велосипеды. Денис сходил туда на разведку, сказал, что да, там есть место. Но пройти через тамбур между вагонами не смогли - узко. Пришлось вытаскивать велосипеды на перрон, и снова затаскивать в нужный нам вагон. В конце концов, уселись. Пассажиров мало, только на ВИЗе еще несколько человек вошло.

За беседой быстро доехали до станции Пионерская, и вышли. Электричка укатила дальше, и на платформе остались только мы. Это была наша точка старта. Мы спустились с насыпи на дорогу, и направились по хорошо знакомому мне пути в сторону Дегтярска. Проехали под мостом. Погодка была чудесной, настроение радостное. Не торопились, ехали в свое удовольствие. Денис ехал на новом велосипеде, у него была своеобразная обкатка.

Зелени пока вокруг было мало, май выдался холодный и не слишком солнечный. Листва только еще показалась из почек, травка выросла сантиметров на пять. Только пушистая верба оживляла вид прозрачного леса... Проехали поворот на карьер камнедробильного завода, и подкатили к обелиску "Европа-Азия". Он малоизвестен, стоит в лесу, метрах в тридцати от дороги, и его не видно. Я-то узнал о нем случайно, просто наткнулся в одной из поездок, увидев неприметную дорожку туда. Сделали у стелы маленький привал - попить водички да ее сфотографировать.

Памятный знак представлял из себя высокий железобетонный столб с надписью Европа-Азия. Это один из первых обелисков, установлен вроде в 1980 году, но не до конца его доделали. Вырыта была большая яма, туда установлен железобетонный куб, и из него торчит стела. А основание куба почему-то не засыпали, так яму и оставили, а рядом куча земли...

Пока отдыхали, я заметил резкое движение в траве, и сразу вспомнил, что меня просили привезти из поездки "не цветочек аленький", а снимки какой-нибудь зверушки или птички. Думал еще - где же я зверушек этих искать буду. Понял, что это мой шанс, присмотрелся - лежит доска, и под нее-то зверь и забрался. Попросил Дениса постоять тихо, подождать, пока зверек покажется снова. И правда, через пару минут пошло шевеление, и из-под края доски высунулась мордочка, пушистая, с усиками и большими глазами. Упитанная такая, крупная мышь, больше похожая на хомяка, темно-серого цвета.

Сидел этот зверь, и наблюдал за нами. Я как раз успел его сфотографировать. Потом мыша шустро выскочила из-под доски, и сиганула в земляную яму рядом. Мы разглядели, что размером зверек сантиметров двадцать. Реально хомяк! А дома уже на фото стало видно, что он ...улыбается.

Выехали мы снова на асфальт, и через несколько километров увидели съезд, который обозначен на карте как "Бережок". Я уже бывал здесь один раз, спрашивал, есть ли там подход к Ельчевскому пруду. Но местные жители ответили, что пруд уже давно не пруд, а болото, и подойти не получится.

Проследовали мы через железнодорожный переезд, свернули сначала налево, но там дорога сразу кончилась. Тогда двинулись в правую часть поселочка - дома почти все были старые, некоторые полуразвалившиеся. Но были и пара абсолютно новых, которые могли бы даже потянуть звание коттеджа, построенные из блоков какого-то там пено-бетона. В конце стоял на чистеньком, ухоженном участке белый домик, рядом елочка, все очень мило и симпатично. А на другой стороне дороги у старой развалюхи стоял ржавый автобус.

Вышел к нам дедок, сказал, что раньше на этом автобусе работал. На вопрос о новом доме скривился, и выдал тираду, что все, кто такие дома строят - воры. Повсюду из дворов на нас лаяли собаки, на их голос выходили хозяева, поглядеть, что происходит. В сторону пруда вела дорога, но она была перегорожена, и стоял знак "пожарный гидрант", оттуда тянулся пожарный трубопровод. Мы еще набрали воды из колодца в центре поселка, и поехали дальше. Там в нескольких сотнях метров от хуторка значился справа от дороги дом отдыха - туда мы тоже хотели заглянуть.

Сначала показалась вывеска "Антикризисный семейный центр", указывающая на новенький, даже немного недостроенный дом. Территория вокруг него еще не была благоустроена. В самом доме отдыха был десяток домов, у некоторых лаяли на нас собаки. Большая часть домов была старой, мы не смогли определить, живут ли в них люди круглый год, или просто приезжают в теплый сезон как на дачу.

Лишь один дом выглядел совершенно точно обитаемым - там кроме большой собаки еще стояла во дворе машина, а на крыльце сидели две кошки - черная и рыжая. Причем черная явно ждала прибавления в семействе. А позади кошек под лавкой в ряд выстроились банки то ли с молоком, то ли со сметаной. Мне хотелось расспросить кого-то местного об этом доме отдыха - чей он, для кого, но, к сожалению, даже на громкий лай собак никто из хозяев не вышел. И вообще на дом отдыха это совсем не походило - просто десяток домиков.

Мы проехали дальше по дороге метров двести, и там увидели недостроенное кирпичное здание, а за ним два красивых деревянных двухэтажных теремка с верандами, закрытыми фигурной решеткой. Оба были совершенно новые, под зеленой крышей. Вот они уже очень напоминали коттеджи для сдачи отдыхающим.

Слева от них находилась территория, огороженная декоративным заборчиком, а за ним - кафе - летняя веранда с мангалом. Там стоял мужчина, вот он нам и сказал, что это дом отдыха, новый, а от старого уже ничего не осталось. Эти два домика сдаются, а в кафе можно устраивать банкеты. Было только странно, что нигде не видно никакой информации о том, что здесь можно снять домик и т.п. - ни телефонов, ничего.

Через пятьдесят метров по дороге был поворот на частное рыбное хозяйство. Здесь протекала речка Ельчевка, ее запрудили, и получилось место, где можно выращивать рыбу. Хотел я это поглядеть, узнать, что за рыбу выращивают, выгодно ли это дело... Ворота туда были открыты, но висела большая табличка, что проход запрещен и там злые собаки. Я подал голос, в ответ из-за домика вышла здоровенная собака, кавказская сторожевая, но совершенно не злая - морда просто светилась добротой и приветливостью. Пес вилял хвостом, и даже не лаял.

Но я заметил, что она привязана к цепи на длинной проволоке, и может полностью контролировать вход, так что я не стал рисковать - вдруг она не так дружелюбно будет себя вести, если попытаться войти. Людей вокруг не было, так что я развернулся, и мы отправились дальше. Переехали через Ельчевку, справа там все было заболочено. И вообще речка протекала в низменности, где все заросло кустарником. А вот на противоположном берегу, повыше и сухо, там росли сосны, и под ними я с удивлением заметил несколько строений, по виду капитальных. Вероятно, кто-то втихушку построил себе здесь коттеджик - может даже владелец рыбного хозяйства.

Потом мы проследовали до поворота направо, он вел на военные склады, я туда заезжал как-то много лет назад, там, вроде хранили боеприпасы, но точнее сказать не смогли даже сами военные охранники. Дорога эта была грунтовая, с твердым покрытием из мелкого щебня, но было много ямок, так что сильно не разгонишься. Мы еще раз пересекли речку Ельчевка, она протекала под дорогой. По краям стояли большие лужи - то ли от стаявшего снега, то ли просто заболочено.

От основной трассы мы уже отъехали далеко, так что шум машин больше не долетал, и вокруг воцарилась тишина, нарушаемая только шорохом шин, шумом ветра в соснах и чириканьем птиц. Впереди показалась просека, если по ней поехать направо - дорога вела к Каменной горе, но мы сначала поехали налево. Я видел по карте, что там речка Ельчевка течет через просеку, и образовывает местечко, подобное тому, где я однажды ночевал на реке Шайтанке под Тагилом. Так что мы хотели разведать, уютное ли это место, удобное ли для стоянки. А уже потом ехать на Каменную гору, и если там нам не понравится, то вернуться ночевать к воде.

По земляной дорожке вдоль ЛЭП мы проехали до этого места - сначала в горку, потом с горки. Дорога уперлась в небольшую запруду из двух частей. Мы прислонили велосипеды к опоре, а сами пошли осматривать местность. Слева, на опушке леса мы увидели остатки каких-то построек. Сначала показалось, что это бомжики здесь разбивали летний лагерь, но, когда подошли ближе, с удивлением поняли, что это бывшие клетки для кроликов или других мелких животных.

Как потом я выяснил, это одна старушка из Дегтярска с помощью родни, сделала себе такой летний лагерь, держала тут гусей, кроликов, внуки с ней жили все лето в лесу, огородик был у них. Но потом годы взяли свое, она толи умерла, толи переехала к родне, внуки тоже, а тут все развалилось. К сожалению ни имени, ни фамилии, я узнать не смог...

Справа на небольшом возвышении мы увидели место для стоянки, там были сколочены две лавочки, стоял маленький деревянный столик. Все это прямо на берегу прудика, очень живописно и уютно. И палатки есть где поставить. Денис пока пошел исследовать окрестности, а я прилег на лавочку отдохнуть. Лежал, смотрел в небо и слушал щебет птиц. Дул теплый ветерок. Хорошо было, тихо так, спокойно.

Затем мы решили готовить обед. Денис принес пару досок на дрова - из тех развалин клеток. Я наколол топориком щепок, и развел костер. У меня на обед была курица с картошкой, завернутая в фольгу. Можно было ее и так съесть, но я решил разогреть, чтоб вкуснее было. И вот пока мы возились с костром и ждали, пока согреется еда, на поваленное дерево недалеко от нас села странная птичка, я таких еще не видел.

Она была маленькая, всего-то с синичку, пузико белое, на голове черная шапочка, спинка и крылья черные, с белыми пестринками. Клюв тонкий и довольно длинный, не как у синички. Но все повадки ее были как у дятла - движения, манера сидеть на дереве, и долбить кору. Я не мог упустить такой замечательный шанс, взял фотоаппарат, и сделал несколько фотографий. Потом выяснил, что это малый пестрый дятел. Совершенно очаровательное существо.

Теперь я оставил отдыхать Дениса, а сам с фотоаппаратом пошел в этот странный лагерь с клетками. Среди сосен и берез на открытом пространстве стояли остатки домика, практически одна стенка. А вокруг были полуразвалившиеся клетки - для кур или кроликов, судя по всему, а может, уток или гусей - пруд же рядом. Был какой-то навес с пленкой, валялись листы шифера, кучи кирпичей. Неясно было, кто и когда здесь жил, и зачем он здесь поселился, вдали от людей.

Я спустился к пруду слева от дороги, он частично был огорожен большими камнями. Над речкой метра на два возвышался подмытый обрывистый берег. В прозрачной воде плавали рыбки сантиметров по 10 длиной. На другой стороне этого пруда тоже была стоянка - стол, костровище, и даже два древних кресла еще советских времен. Дорога через речку между двумя прудами уже порядком размылась - там когда-то была навалена куча бревен, а на нее уже насыпана и утрамбована земля. Но весенние воды все это обвалили, и на автомобиле здесь уже не проехать.

На дороге я увидел змею - черную, с еле заметным узором, длиной чуть больше полуметра, вроде уж. Я обрадовался - сколько зверушек привезу! Достал фотоаппарат и приготовился снимать. Но у змеи это в планы не входило, и она попыталась удрать. Пришлось мне вокруг нее побегать, чтоб не дать уйти в траву. Это длилось довольно долго, она уже начала раздражаться, когда я наклонял фотоаппарат поближе, несколько раз бросалась на него, разворачиваясь, как пружина, и при этом сильно открывала пасть. Я все хотел поймать момент, когда она так бросается, но не сумел, уж больно шустро она все это делала. Наконец, я оставил ее в покое, нащелкав порядочно фотографий.

Продолжение рассказа о велопоездке на гору Каменная

Как добраться до горы Каменная

Как я уже говорил, гора Каменная находится недалеко от цивилизации и легко доступна. Способ добраться будет зависеть от вида транспорта, которым Вы воспользуетесь. Если собираетесь идти пешком, из Екатеринбурга лучше ехать с Северного автовокзала автобусом на Дегтярск (он идет через Ревду), и выйти на остановке, которая называется "Дом отдыха". Затем пройти по трассе вперед примерно с километр, и повернуть направо, на грунтовку. Она ведет на военные склады. Либо попросить водителя остановиться прямо у поворота.

По этой грунтовке надо пройти до пересечения с широкой просекой ЛЭП, налево - до речки Ельчевка. К горе Каменная направо, по дороге вдоль ЛЭП, 1.8 км. до отворотки влево на лесную дорогу, она малозаметна, будьте внимательны. Дорога приведет к скалам на горе Каменная.

Если Вы на велосипеде, то можете стартовать из Екатеринбурга, либо доехать на электричке до станции Пионерская, и далее по нашему маршруту.

Также до горы Каменная можно легко дойти из Ревды. Для этого сначала добраться до окраины города, в сторону Кирпичного завода, затем по лесной тропе, мимо садов "Рябинка", прямо до скал. Расстояние от окраины Ревды до горы около 5 км. По пути возле тропы есть родник, где можно набрать чистой воды.

Для фотографов: снимки скал лучше всего получаются в первой половине дня, пока солнце с восточной стороны, а вот виды со скал нужно делать ближе к вечеру, когда солнце склоняется к западу.

Карта горы Каменная и окрестностей

Гора Каменная - фотографии

Стела «Европа - Азия»
Въезд в поселок "Бережок"
Поселок "Бережок"
Бывшее здание "Дома отдыха"
В бывшем "Доме отдыха" теперь живут дачники
Остатки крольчатника
Прудик на реке Ельчевка
Дорога вдоль ЛЭП на гору Каменная
Вершина горы Каменная
Вид на гору Каменная
Красивая поляна перед горой
Вид с горы на Волчихинское водохранилище